РЕГИОНЫ - УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
  • Горнолыжка: курорты и гостиницы
  • Горнолыжные комплексы Сибири
  • Словарик отдыхающего в Сибири
Республика Алтай
Алтайский край
Кемеровская область
Красноярский край
Новосибирская область
Иркутская область
Белокуриха
Горная Шория
Тюменская область
Республика Хакасия
Республика Тыва
Озеро Ая
Республика Бурятия
Байкал
Ханты-Мансийский АО
Омская область
Томская область
Телецкое озеро
Забайкальский край
Эвенкия
Главная / Статьи / Круглый стол "Туринфо": вопросы внутреннего туризма в России

КРУГЛЫЙ СТОЛ "ТУРИНФО": ВОПРОСЫ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В РОССИИ

03/08/2012

Июльский круглый стол журнала "Туринфо", проведенный его главным редактором Юрием Коваленко, затронул вопросы внутреннего туризма в России, составил наиболее полное представление, чем и как живут сегодня принимающие операторы в регионах. Судя по количеству и составу участников, вопросы, предложенные редакцией для обсуждения, действительно волнуют многих из тех, кто формирует данный рынок.

 
Елена Шперкина, генеральный директор компании «Валида» (Пермь): Мы 20 лет занимались исключительно выездным туризмом. Во внутренний туризм пришли сознательно, учитывая сегодняшние тенденции и интерес к направлению. Мы вышли на этот рынок с несколькими проектами, которые позволили нам хорошо стартовать. Но, безусловно, без финансовой поддержки от выездного туризма мы никогда бы не смогли осуществить задуманное. Именно та база, которую обеспечивает нам выездной туризм, и позволяет нам заниматься внутренним туризмом и приемом. Начав серьезно заниматься приемом, мы поняли, что в этом сегменте работают совершенно иные принципы построения продукта. Тут нужно иметь все свое. Мы уже приобрели кафе, присматриваемся к автобусам и планируем делать свою базу для приема туристов. Понятие аутсорсинг на внутреннем туризме – это из области фантастики. Я не знаю, с чем это связано, – специфика ли это нашего региона или по всей России так? 
 
Юрий Коваленко: Готовясь к этому круглому столу, мы провели опрос среди турагентов на тему: «Какой процент туров в вашем прайсе приходится на внутренний туризм?» Оказалось, что на территории от Урала до Дальнего Востока это 5–15%, а в Центральной части России – до 80%. Можете ли вы подтвердить или опровергнуть эти данные?
 
Татьяна Лещева, генеральный директор компании «МБС-тур» (Ярославль): У нас на выездной и внутренний туризм приходится по 50% деятельности. Но это только благодаря тому, что в регионе работает множество предприятий и мы обслуживаем корпоративные договоры на поездки по России. Думаю, если бы у предприятий была возможность вывозить своих сотрудников за рубеж, картина была бы другая. Согласна с коллегами – если совершенно убрать блок выездного туризма, будет тяжеловато. Хотя вспоминаю 1998 год, когда мы выжили за счет приема. Контракты тогда оплачивались в валюте и мы получили даже незапланированную прибыль. Я тот период очень хорошо вспоминаю, но времена меняются… 

Юрий Коваленко: Еще вопрос. Может ли региональный оператор работать на внутреннем рынке и на приеме самостоятельно? Или без сотрудничества с московскими коллегами не обойтись?

Татьяна Лещева: В одних случаях, когда нам выгодно, мы работаем сами, в других – сотрудничаем с московскими операторами. Проблем с этим не возникает. Партнеры уважительно к нам относятся, все вопросы, как правило, решаются положительно. 
А вот по приему, я считаю, региональному туроператору невозможно работать без московских компаний. Мы неоднократно пытались работать самостоятельно, но это неэффективно. Конечно, многое зависит от специфики региона: Ярославль входит в Золотое кольцо… Туристы никогда не поедут в Ярославль, не заехав в Москву и Санкт-Петербург. У нас, во всяком случае, технология работы по приему выстроена логично и удобно для всех. Правда, одно время, когда дело касалось приема иностранных туристов, приходилось сталкиваться с очень агрессивной политикой со стороны московских коллег. Особенно при проведении крупных мероприятий в 
регионе. При этом у «москвичей» довольно слабое знание внутренних турпродуктов и новинок, они просто продают какой-то стандартный набор. Таких операторов мы стараемся обходить стороной. 
 
Алена Загорец, директор туристического департамента компании «Мультитур»: Знаете, участие нашей компании в международных выставках в 2012 г. в Берлине и Пекине показала большой интерес иностранного туриста к регионам России. 
Стандартный набор «Москва - Санкт-Петербург - Золотое кольцо» многие уже освоили и хотят узнавать страну дальше. Безусловно, их привлекает Сибирь, Алтай. Региональные туроператоры вполне справляются самостоятельно с работой с такими туристами и активно участвуют в международных выставках. Но для комбинированных туров, как уже заметила Татьяна Лещева, столичный туроператор просто необходим. Это взаимный интерес.

Московские туроператоры всегда стремятся создавать свой турпродукт и работать со здравницами напрямую. Но по дальним регионам нередко бывает выгоднее работать через местного туроператора, который может предложить более выгодные условия сотрудничества и оперативно решать возникающие проблемы. Особенно это касается экскурсионных и активных туров в регионах.
 
Юрий Коваленко: В планах правительства на ближайшие годы – увеличение турпотоков на внутреннем рынке почти в два раза. Кто и что должен делать, чтобы достигнуть поставленных целей? В чем должно заключаться сотрудничество федеральных и региональных властей и турбизнеса? Чем государство может помочь операторам и должно ли оно это делать?

Александр Радьков, руководитель Федерального агентства по туризму: Безусловно, развитие инфраструктуры, формирование городской среды очень важны для развития туризма. Неразвитость инфраструктуры – уже избитая тема. Для того, чтобы дать толчок развитию туризма в регионах, была разработана Федеральная целевая программа (ФЦП. – Прим. ред.) развития внутреннего и въездного туризма. Но по ходу ее реализации мы столкнулись с такой проблемой: средства для создания современной инфраструктуры в регионах есть, но в регионах нет проектов, готовых к финансированию. 

Программа строится на принципах софинансирования. То есть государство дает деньги на инженерную инфраструктуру, но при условии, что есть инвестор, который будет строить собственно туристические объекты. Так вот когда в Ростуризм руководители региональных турадминистраций представляют свои проекты, зачастую оказывается, что это – воздушные замки. Нет никаких расчетов, нет проектно-сметной документации. Чиновники приводят за собой представителей бизнеса, которые на словах готовы финансировать проекты, но каждый проект должен быть тщательно проработан и просчитан. Поэтому мы столкнулись с ситуацией, когда регионы не готовы принять средства ФЦП. В результате в 2011 году мы освоили всего 11% бюджетных денег. Есть еще одна задача, которая ложится на плечи региональных властей, – найти свое «лицо», определить и сформулировать, чем они могут быть интересны туристам. Людям все меньше нравится просто смотреть и все больше растет потребность быть участниками события. В этой связи становятся популярными регионы, в которых проводятся глобальные фестивали, где есть «движуха», где можно приобщиться к чему-то интересному и яркому. 

Юрий Коваленко: Видимо, придется операторам самим заниматься продвижением таких турпотоков. 

Александр Радьков: А у меня был удивительный случай, которым я хочу поделиться. Как-то на Рождество я поехал в Алтайский край. Меня повезли в Денисову пещеру, что в 200 км от Белокурихи. Мы проезжали мимо деревни староверов и заехали туда на собрание. Там не было даже клуба, только старое кирпичное здание почты. В зале стояли лавки и облаченные в старые одеяния жители этой деревни пели праздничные песнопения. Атмосфера была совершенно удивительной и уютной, несмотря на простоту и даже убогость обстановки. Очень важно, что в таких условиях люди могут сами себе создать праздник. Уверен, когда мы научимся создавать праздники в отдельно взятых городах, деревнях, гостиницах, ресторанах, мы сможем делать праздники на уровне страны. Очень важно, чтобы у человека была цель – путешествовать, чтобы ему этого хотелось. 

Юрий Коваленко: Но дело не только в желании – стоимость перевозки внутри России делает поездки по стране недоступными для большинства. 
 
Александр Радьков: Уже многие годы мы говорим о том, что развитие внутреннего туризма тормозит высокая стоимость перевозки и отсутствие межрегиональной авиаперевозки. Мы стараемся решить эту проблему. Некоторое время назад мы обратились в Минтранс с предложением отменить НДС на внутренней перевозке, и как раз накануне Минтранс согласился обсудить наше предложение. Я разговаривал с новым министром транспорта, и мы договорились еще раз обсудить этот вопрос. 
 
Денис Зайцев, директор департамента внутреннего туризма компании ооо «НТК Интурист»: С туристическими поездами вопрос решается, такой опыт есть. В Воронежской области, например, губернатор на свои деньги организовал около десятка маршрутов. Один из маршрутов был посвящен 400-летию Нижегородского ополчения. Мы начали с ним сотрудничать, у проекта были хорошие перспективы, но пришла новая власть… Теперь по поводу организации маршрутов в регионах. Операторам необходимо подключать местные управления культуры областей, которые могут подготовить соответствующие материалы. На основе этих материалов любой знающий региональную специфику оператор может составить маршрут. Далее, если мы начинаем этот маршрут продвигать, здесь необходимо под него создавать инфраструктуру, возможности перевозки. В частности, через государственные структуры необходимо стараться прорабатывать определенные транспортные скидки для туристов, которые приобретают тур, созданный совместно при помощи туроператора и государства. Надо создавать институты экскурсоводов, которые будут действовать во всех крупных регионах. Я так понимаю: на этом круглом столе мы можем определить схему, позволяющую туристическому продукту работать и приносить прибыль. Мы должны объединиться. Поэтому я предлагаю создать комплексную структуру, применимую ко всем регионам. И этот совместный «фронт» туроператоров будет работать в связке с областной властью. 

Александр Радьков: Формирование пула туроператоров – это дело бизнеса. А государство, конечно, заинтересовано в том, чтобы поддерживать точки роста, например железнодорожный туризм. Поддержка со стороны государства может быть налоговой, информационной, административной. Мы готовы к сотрудничеству. Но мы ждем от бизнеса конкретных предложений.  





Источник: Туринфо
Комментарии к статье: (0)
Добавить комментарий:
Поля, помеченные (*), обязательны для заполнения.
Имя:*
Е-mail:
Показывать e-mail?
Коммента-
рий*:
Введите
код:*
Заменить картинку
Сообщать мне на e-mail о других комментариях об этой статье
© 2010-2016, «Отдых по-сибирски»